В СССР тоже делали «иномарки с другими шильдиками»? Разбираемся!
22:45, Апрель 5, 2025
В этом году первому автомобилю АВТОВАЗа исполняется 55 лет: в апреле 1970 года с конвейера построенного в Тольятти Волжского автозавода сошли первые ВАЗ‑2101. В новом номере журнала «За рулем» Сергей Канунников рассказывает, как СССР и Италия договаривались о постройке автозавода в России. Решительно рекомендуем к прочтению – история эта полна страстей и хитросплетений не меньших, чем требовалось бы для новой серии «бондианы». Однако самой важной для любителей истории автомобилизма остается тема превращения Fiat 124 в ВАЗ-2101. Пока высшие эшелоны двух стран договаривались о сделке по заводу, инженеры спорили вокруг самой машины... Сергей Канунников, обозреватель «За рулем»: – Автомобиль, вокруг которого разворачивались все эти явные и тайные события, не устраивал советских специалистов. Первые трения начались еще в Турине. Главный конструктор МЗМА Александр Андронов рассказывал, что основные претензии советские инженеры выдвигали к устаревшему нижневальному двигателю. Но итальянцы категорически не хотели его переделывать. Кстати, в Италии этому мотору оставалось жить совсем недолго. Нижневальные моторы позднее ставили только на потомков Фиатов в других странах – в частности, на польский Polski FIAT 125P. Андронов вообще настаивал на алюминиевом, как на Москвиче-412, двигателе, более практичном с точки зрения ремонта – замены гильз. По этому поводу он даже поругался с министром Тарасовым, который вообще не очень поддерживал требования инженеров. Партнер – выбран, цена – хорошая, а ссориться с итальянцами по поводу таких «мелочей», как узлы автомобиля, не стоит. Компромисс все-таки нашли: вместо нижневального итальянского мотора объема 1,2 л (73×71,5 мм) мощностью 60 л.с. для FIAT-ВАЗ-2101 (это название фигурировало в советских документах) создали, по сути, новый двигатель (76×66 мм), развивающий 64 л.с. Его спроектировали с перспективой увеличения рабочего объема, что позднее успешно и делали. Что еще изменили: увеличили сцепление; переработали тормоза, отказавшись от дисков сзади; усилили переднюю и модернизировали заднюю подвески; изменили бамперы и наружные ручки дверей. Это если по-крупному – всего же в конструкцию Фиата 124 было внесено более 800 изменений. А все потому, что испытания в СССР, начатые в июне 1966 года, выявили у элегантных итальянских машин массу недостатков применительно к советским реалиям. Доработанные в Италии прототипы пришли в Союз в 1968 году. Правда, и к ним нашлись замечания. Канунников отмечает, что те машины не укладывались в договорную снаряженную массу (ВАЗ-2101 массой 955 кг так и остался на 100 кг тяжелее Фиата 124), а также не устраивали испытателей уровнем шума и конструкцией выпуска. Но на доводку этих мелочей оставалось достаточно времени – завод ведь только строился. О том, как принималось решение о его постройке, к чему оно привело и было ли верным – на страницах апрельского «За рулем»! Уже в продаже! Заметка подготовлена по материалам статьи Сергея Канунникова «Сделка на 'копейку'» из журнала «За рулем» № 04 за 2025 год....